пятница, 18 августа 2017 г.

Славная эпоха

мост ночью
Несмотря на огромный дефицит в казне, Бурбоны выделяли щедрые суммы на содержание Парижа. На двух пустынных до недавнего времени островках за Сите вырос жилой район Иль-Сен-Луи.
Над Сеной взметнулись новые мосты. Через грязные лабиринты переулков пролегли широкие дороги. В правление Людовика XIV ( 1643—1715) деньги на содержание двора и столицы текли рекой. Министр короля Кольбер благоустроил все районы города и создал мануфактуры по производству предметов роскоши. По распоряжению Людовика XIV были также построены приюты для бедных и Дом инвалидов для ветеранов войны. Приток капитала в столицу и близость двора явились двумя важнейшими факторами заметного роста населения Парижа. Богатые женщины и куртизанки открывали салоны, где велись интересные беседы. Театры оглашались стихами Расина и Корнеля, неодобрительным свистом cliques и аплодисментами claques. На бульварах появились вывески первых кафе. Сочинения Мольера, Буало и Лафонтена, остроумно высмеивавших суетливое и жуликоватое общество, неизменно вызывали веселую улыбку у читателей. Но грозовые тучи сгущались.

В 1648 г. в Париже началось массовое вооруженное восстание. Парламент потребовал расширения полномочий. Парижан поддержали парламенты двенадцати провинций, а также группа заговорщиков из числа знати, возглавляемая принцем Конде. В итоге Фронда (так называлось это антиабсолютистское общественное движение) потерпела поражение, но Людовик XIV, не желая находиться в соседстве с неуправляемой парижской толпой, перенес свою резиденцию в пригород столицы Версаль, где был создан дворцово-парковый ансамбль. Начало XVIII столетия характеризуется значительным обнищанием большей части населения в Париже. В то же время при дворе короля не прекращались увеселения. По указанию Людовика XIV было построено несколько мануфактур, которые занимались исключительно производством предметов роскоши. Театры всегда были переполнены, в кафе царило оживление, город, словно улей, гудел до глубокой ночи. А до нужд бедноты, о которой просто забыли в процессе осовременивания города, никому не было дела.