пятница, 18 августа 2017 г.

Скульптуры на Руси

скульптуры на Руси
Князь Владимир, вступив на киевский престол, был, как и большинство его предков, обременен традиционными религиозными предрассудками, по христианской «классификации» — языческими. В ознаменование своего вокняжения, в знак благодарности «милостивым» к нему богам, он решил понаставить им памятников.
В самом Киеве, на холме, «вне двора теремного» он приказал воздвигнуть для всенародного обозрения и поклонения скульптуры сразу всем «важнейшим» племенным богам во главе со старшим среди них — Перуном — как символ и олицетворение верховной государственной власти над племенами. В соответствии с этим скульптура Перуна выделялась среди прочих не только своими более внушительными размерами, но и отделкой: голова этой статуи была серебряной, а усы — золотыми.

Это свидетельствует не только о достатке княжеской казны, но и, что для нас намного важнее, об уровне развития изобразительного искусства, о распространении не только в общем понятного и естественного мастерства в резьбе по дереву, но и значительных успехов в искусстве чеканки и литья металлов.

С введением христианства судьба этого искусства была предрешена. Ибо свой торжественный въезд в Киевскую Русь в качестве официальной, государственной религии христианство, по традиции, ознаменовало погромом — началось «сокрушение идолов». Разумеется, чужими руками: дружиной (войском) князя по его же повелению.

Владимир распорядился сразу же ниспровергнуть всех идолов, «одних изрубить, других сжечь». Туже всех пришлось старшому. Перуна привязали к хвосту коня (чисто степное, от кочевников, истязание!) и поволокли к реке топить. Все же нелегким оказалось дело — умертвить всемогущего бога: двенадцати человекам приказано было на всем пути к Днепру «колотить его железками».